Ткань жизни любого невротика (то есть относительно здорового психически человека) инкрустирована желаниями. Иными словами, быть невротиком – значит желать.
Само слово «невроз» можно мыслить в разных оптиках. С описательной точки зрения главный признак невроза – симптом. Тогда мы попадаем в клиническую, нозологическую область, в область нормы и нарушения, болезни и излечения.
Есть возможность мыслить и иначе – с точки зрения структуры как способа функционирования психики. Сквозь эту призму невроз предстает не как болезнь, но как свидетельство наличия бессознательного. Вопрос о желании психотика и перверта не равен вопросу о желании невротика, ведь у одного нет желания как такового, у другого же – нет нехватки.
И только невротик маркирован желанием, утопает в нем, уступает ему или пытается дисциплинировать и обуздать.
Но откуда оно берётся, где его истоки? Любое желание – это желание Другого. Как в том смысле, что мы желаем быть желанными, так и в том, что желаемое нами только потому и таково, что кто-то до нас его уже желал. Ценность приобретается через признание Другого. В этой связи интересна версия происхождения «desire» («de» - «от», «sire» - «отец») от латинского dēsīderō, что буквально означает «от небесных светил».
Саму способность желать мы обретаем ещё в младенчестве, вместе с временным отделением от груди. Отсутствие груди, но наличие потребности запускает у младенца, словами Фрейда, галлюцинаторный механизм удовлетворения – когда кормящая грудь предстает как фантазия, приносящая скоротечное удовольствие, но не насыщающая молоком. Фантазийное, желанное, сексуальное отслаивается от биологического субстрата – потребности в насыщении. Так желание констеллируется в нашем психическом мире. Оно рождено из нехватки и без неё мертво.
С течением времени вектор желания может изменяться или превращаться в мозаичный узор, само желание пластично и способно к метаморфозам. Это подтверждают и успешные маркетинговые ходы, дающие плодотворную почву для взращивания желаний. Почему так происходит и что для этого необходимо?
Достаточным условием будет идентификация с человеком, которого мы принимаем в качестве образца и строим отношения соответствующим образом. Именно он говорит и указывает на то, чего мы желаем. Мы наделяем его этим правом. Из любви к образцу мы обнаруживаем то, чего стоит желать, и готовы само это желание присвоить. Не отступать от своего желания в каком-то смысле означает не предавать своей любви.
Автор: Светлана Карпцова
Ресурс: Psychology Space