Творчество Фриды Кало и тело в психоанализе

Измерение телесности в психоанализе наделено совершенно особыми свойствами. Отказавшись от теории раннего соблазнения (равно как и от мысли, что все отцы – насильники своих детей) и, тем не менее, поверив историям венских и парижских истеричек, Фрейд делает возможным открытие психической реальности.

Что же под этим следует понимать? Психическая реальность – это всё то в психике человека, что имеет для него ценность реальности. Это наши бессознательные желания. Это связанные с ними фантазии. Это то, что играет главенствующую роль в мире образования неврозов и психозов.

Отныне, в противовес христианским традициям, психоанализ позволяет поместить тело в душу. О теле, как и многом другом, говорит наша душа. Говорить она может по-разному: через симптомы, сновидения, оговорки, юмор. А может через акт творения.

Именно благодаря искусству и посредством него Фрида собирала образ своего тела. Тела, которое однажды подверглось фрагментации из-за страшной аварии, тела, перенесшего множество хирургических операций, тела, не прекращавшего кричать от боли даже в самые счастливые минуты ее жизни. Художественное творчество Фриды – это попытка реконструкции утраченного. Попытка совладать с телесной болью и превозмочь её. Став объектом взгляда, телесность собирается в некий образ, что позволяет выйти за пределы боли.

В конечном итоге опыт страдания преобразовывается в эстетический опыт. Остается холст, картина, изображение, тогда как боль оказывается изгнана за эти границы.

О чем говорит не утихающая любовь к творчеству мексиканской художницы? Следуя за мыслью Фрейда (с идеями которого, кстати, Фрида была знакома), мы можем сказать, что художник приводит нас к удовольствию от наших фантазий. Рассматривая картины Фриды, мы лечим свои собственные раны.

Автор: Светлана Карпцова
Ресурс: Psychology Space
Made on
Tilda